Цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда
Информационно-образовательная среда обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлено следующее описание компонентов ИОС:
- электронные информационные ресурсы,
- электронные образовательные ресурсы,
- совокупность информационных технологий,
- телекоммуникационных технологий,
- соответствующих технологических средств.
Статья 26 федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, определяет состав ИОС следующим образом:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровых образовательных ресурсов;
- совокупность технологических средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Технологические средства - это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС. В тексте ФГОС среднего общего образования (ст. 26 и 27) приведены не требования к ИОС, а общая концепция. Это дает определенную свободу в формировании ИОС, но может привести к расхождениям в уровне информационной поддержки образовательного процесса в различных образовательных организациях (далее - ОО).
Функции ЦОС
Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:
- дидактические - хранение и агрегация учебного содержания (контента);
- организационно-управленческие - администрирование деятельности ОО в целом;
- вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).
Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:
- система управления обучением (Learning Management System, LMS);
- система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).
Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.
Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч.
К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.
Направления развития ЦОС для эффективного функционирования
Выделяют следующие направления развития:
- разработка нового содержания (контента);
- разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
- развитие инфраструктуры;
- организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).
Модель ЦОС
Внешние структуры ЦОС
Порталы электронного правительства и государственного управления
- Портал государственных услуг
- Порталы государственных закупок
- Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях
- Сервисы и услуги ФНС
- Информационный портал подключения к ФИС ФРДО и ФИС ГИА и защиты передачи данных
- Сервисы ПФР
- АИС "Контингент"
Региональные и муниципальные электронные системы
Взаимодействие с финансовыми учреждениями
- АО "Система Город". Школьное питание
- Банк "Авангард". Программа "Школьная карта" и оплата платных образовательных услуг
Системы электронного документооборота
Внутренние структуры ЦОС
- Система обращений граждан на базе официального сайта школы
- Система онлайн записи на прием к директору
- Microsoft 365 на базе АИС "Дневник.ру"
- Официальная группа в ВКонтакте
- Многоуровневая локальная сеть с разграничением доступа
- Беседы Viber
- Команда совместной работы в Microsoft Teams
- Виртуальный Методический кабинет школы (включая автоматизированную систему анализа посещения уроков, портал мониторинга)
- Репозиторий электронных учебников и учебных пособий
Нормативно-правовые документы
Методические рекомендации МП РФ по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Паспорт Федерального проекта «Цифровая школа»
Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской ФедерацииПриказ Министерства Просвещения РФ от 2 декабря 2019г № :49 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»Приказ Минцифры от 30.04.2019г «Об утверждении архитектуры, функциональных и технических требований к созданию Федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС»